Значение использования пословиц и поговорок на логопедических занятиях со старшими дошкольниками
Урок на тему скороговорки, пословицы, поговорки
Применение пословиц и поговорок в логопедической работе
Екатерина Баркарева
Значение использования пословиц и поговорок на логопедических занятиях
На современном этапе перед педагогами стоит задача открыть путь к сердцу и уму маленького ребёнка, воспитать гармоничную личность, сформировать в его сознании систему общечеловеческих ценностей.
Значительное влияние на развитие ребёнка оказывает устное народное творчество. В фольклоре заложена мудрость многих поколений, позитивно влияющая на формирование и развитие ребёнка.
Раннее знакомство с фольклором стимулирует речевое развитие малыша, учит связно выражать свои мысли и эмоции.
Пословицы и поговорки
Пословицы и поговорки представляют собой особый вид поэзии веками впитывавший в себя опыт и мудрость многих поколений, морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы.
Малые фольклорные формы хранят историю развития народа, отражают его характер, культуру, симпатии и антипатии. Пословицы и поговорки освещают явления, предметы, человека с разных точек зрения и благодаря своему разнообразию дают великолепный богатейший материал для развития речи.
Значение пословиц и поговорок для развития речи
Постигая скрытый в пословицах и поговорках смысл, ребёнок учится мыслить, а попытки объяснения формируют и совершенствуют навыки связной речи.
При знакомстве детей с малыми фольклорными формами особое внимание необходимо уделить пониманию меткости, точности их языка, формированию умения отличать и понимать прямой и переносный смысл выражений.
Пословицы и поговорки характеризуются ёмкостью содержания, поэтому применимы к множеству сходных ситуаций, однако конкретный смысл обретают только в контексте. Данная особенность позволяет эффективно использовать их при обучении детей творческому рассказыванию, формировании и развитии речи-рассуждения.
, активно двигаться на свежем воздухе.
- Развитие речи детей через использование пословиц и поговорок.
(На доске добавляются сюжетные картины: Зима. На горке.)
Что изображено на картине? (На картине изображена горка.)
Чем могут заниматься дети на горке зимой? (Дети могут кататься на санках, лыжах, досках.)
Давайте вспомним пословицы и поговорки, которые могут относиться к зиме и активному отдыху на свежем воздухе.
Проведение диалога на тему рассказа о зиме.
Выводы
Проведенное занятие позволяет детям не только расширить свой словарный запас и познакомиться с малыми фольклорными формами, но и развить множество навыков, таких как внимание, память, логическое мышление. Работа с пословицами и поговорками стимулирует речь ребенка, дает возможность выразительно передавать свои мысли и чувства, а также развивает чувство родного языка.
Таким образом, использование пословиц и поговорок на уроках логопедии при работе с детьми эффективно в обучении их речемыслительной деятельности, улучшении уровня владения родным языком и развитии общей речевой компетенции.
Народные мудрости о морозе
Без мороза вода не замёрзнет.
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
Снег холодный, а от мороза укрывает.
Зима лодыря морозит.
Выбор пословиц
Дети выбирают подходящие пословицы к истории.
Художник-невидимка
Маршируют по кругу друг за другом
По городу идёт. высоким подниманием колена.
Всем щёки нарумянит, Останавливаются, встают лицом в круг,
Всех за нос ущипнёт. трут щёки ладонями, щиплют себя за нос.
А ночью он, пока я спал, Идут на цыпочках друг за другом.
Пришёл с волшебной кистью
И на окне нарисовал Останавливаются лицом в круг,
Сверкающие листья. рисуют листья воображаемой кистью.
Работа с текстом
В рамках урока, дети слушают рассказ Морозный день и отвечают на вопросы:
- Кто испугался мороза?
- Как Коля спасался от мороза?
- Что делал на улице Саша?
- Кому из братьев было холодно на морозе и почему?
- Раскрывает ли смысл этого рассказа пословица Мороз не велик, да стоять не велит?
- Вспомните другие пословицы.
Игры и викторины
Педагог произносит пословицы с искажением, а дети исправляют ошибки.
Также проводится игра Образуй слово для расширения словарного запаса детей.
После подбора подходящих пословиц и разнообразных игр, дети лучше понимают мир вокруг себя и укрепляют свои знания о народной мудрости. Все это помогает им развивать речь и понимание социокультурных аспектов.
## Пословицы, поговорки и скороговорки
## Пословицы и поговорки
Пословица — это выражение, которое имеет логическое завершение. Оно побуждает к какому-либо действию. Обязательным компонентом также является мораль или поучение, заключенное в это высказывание. Пословицы бывают не только народными, но и часто имеют автора (А. Грибоедов, И. Крылов и т.д.).
Поговорка же является кратким народным выражением, которое точно описывает какую-либо закономерность или явление.
## Скороговорки
Скороговорка – это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух. Одним из первых исследователей народного фольклора, кто заинтересовался этим жанром, был В.И.Даль.
Он дает такое определение скороговорки: частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья.
## Значение пословиц и скороговорок
Пословицы и поговорки существуют практически на все случаи жизни, что очень обогащает культуру, речь и язык.
А скороговорки давно взяты на вооружение логопедами и преподавателями, причем не только для детей, но и для взрослых: к примеру, скороговорки — обязательное упражнение для актеров.
## Примеры пословиц
- Каждый кулик хвалит своё болото(, а не хает чужое).
- У бога всего много.
- У волка одна песенка.
- У всякого скомороха свои погудки.
## Примеры скороговорок
- Улита едет - когда-то будет.
- Улыбка - душа лица.
- Улыбка - залог здоровья.
- Ума нет - считай, калека.
- Ученый водит, неученый следом ходит.
Я – последняя буква в алфавите. Я не настолько богат, чтоб покупать дешевые вещи. Я не солнышко – всех не обогрею. Яблоко от яблони недалеко падает. Язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли. Язык до Киева доведет. Язык мой – враг мой. Яйца курицу не учат.
В недрах тундры выдры в гетрах тырят в ведра ядра кедров. Выдрав выдру в тундре кедром, вытру гетрой ядра кедра, стырю кедры выдры в тундре, кедры в гетры, ядра – в ведра!
Бабкин боб расцвел в дождь, будет бабке боб в борщ.
Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали.
Баран – буян залез в бурьян.
Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принёс на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса Порвали в драке альбатросы.
Бессмысленно осмысливать смысл неосмысленными мыслями!
Бобр добр до бобрят.
Бобры храбры идут в боры, бобры для бобрят добры.
Болтунья болтала, пока не переболтала.
Бомбардир бомбардировал Бранденбург.
Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень Бранденбурга.
Брейншторм: гам, гром, ор ртов, пир рифм, вдруг – бум! Блеск!
Брит Клим-брат, брит Игнат-брат, а брат Панкрат – бородат.
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка была тупа губа.