Религиозное общество друзей

Путь к внутренней мудрости

Вне зависимости от того, помним мы свои сны или нет, они являются неотъемлемой частью человеческого существования и необходимы для нашего здоровья и благополучия. Сны становятся для нас дверью, ведущей в сферу бессознательного: коллективных социальных сил, забытых воспоминаний, творческого вдохновения, духовного наставничества, божественной мудрости и т.д.

В западной культуре нас приучили концентрироваться на внешнем мире, игнорируя путь внутренней мудрости, который предоставил бы нам необходимое руководство для жизни в современном мире.

Сны и сакральные практики

Мэри Пенингтон и квакеры

До начала гражданской войны Мэри Пенингтон была ревностной пуританкой. В 1644 году война сделала её вдовой, и она потеряла веру в различные направления пуританизма и перестала посещать церковную службу. При этом она ежедневно молилась, прося духовного водительства. Пока Мэри скорбела, она видела удивительные сны о будущей религии. В одном из снов она увидела Христа, одновременно в мужской и в женской форме, одетого в простые серые одежды. Христос вошел в просторный зал и обнял группу смиренных людей, и Мэри трактовала произошедшее как проявление его мудрости. Наконец он призвал её последовать за ним. Через некоторое время возникло квакерское движение, заявившее, что Дух Христа может проявить себя в равной степени в мужчинах и женщинах. Несколько лет спустя квакеры стали носить простые серые одежды.

Джордж Фокс и его откровения

В 1640-х годах Джордж Фокс, который был подмастерьем у сапожника, стал получать прямые откровения Божественной Истины. Он путешествовал от деревни к деревне, одетый в кожаные штаны и белую шляпу, и делился с людьми открывшейся ему истиной. Многие из простого деревенского люда прислушались к его посланию. В 1652 году, вскоре после видения на вершине холма Пендл-Хилл, Джордж Фокс добрался до поместья Свортмор Холл, однако хозяина и хозяйки не было дома. Фокс ожидал их в гостиной вместе с местным священником-пуританином, с которым он страстно поспорил о религии. Разгневанный служитель покинул поместье.

Читайте также:  Попугаи неразлучники

Когда Маргарет Фелл вернулась домой, Фокс фамильярно обратился к ней с местоимением ты. Её оскорбили его грубый внешний вид и отталкивающие манеры, и, скорее всего, она бы попросила его уйти, если бы ночное видение не подготовило её поступить иначе. Согласно заметке из дневника Фокса, незадолго до этого ей снился мужчина в белой шляпе, который должен был прийти и высмеивать священников. Она позволила Фоксу провести ночь на чердаке, где часто размещали путников. Маргарет и её дети прислушались к духовным идеям Фокса, что изменило их жизнь. Маргарет Фелл стала одной из наиболее преданных сторонниц квакерского пути.

С самого начала квакеры с опаской относились к суевериям и воображению. Они искали Истину, и поэтому были строги со снами.

Джордж Фокс в своем дневнике рассказывает о встрече с людьми, которые, как он посчитал, уделяют чрезмерное внимание ночным видениям. Он предупредил их о том, что существует три вида снов.

Большинство видений просто отражает нашу повседневную жизнь, а некоторые посещают нас по наущению дьявола. К третьей категории относились обращения Бога к человеку через сновидения. Библейские истории об Иакове, Данииле, сыне Иакова Иосифе, а также об Иосифе, муже Марии, являются примерами снов третьей категории – снами, вдохновленными Богом.

И хотя важно прислушиваться к тому, о чем Бог говорит во снах, необходимо уметь отличать их других видов видений.

Те ранние квакеры, которые записывали сны в свои дневники, подходили к ним с различением. Сны, содержащие божественное водительство, чаще всего приходили к тем, кто регулярно посвящал свое время молитве, чтению Священного Писания, служению и другим духовным практикам.

Божественное происхождение снов необходимо подтверждать путем служения и молитвы. В книге Говарда Бринтона Квакерские дневники, вышедшей в 1973 году, есть глава про сны.

Пример различения снов

В ней он цитирует заметку за 1884 год из дневника квакера XIX столетия Томаса Арнетта, где описан процесс различения, который был проведен Арнеттом после пробуждения от яркого сна:

После того, как я проснулся, моя душа погрузилась в глубочайшую тишину, мои мысли остановились, все посторонние образы отступили, и моя душа сосредоточилась на Боге, его вечной сущности. И, пока я находился в таком состоянии, полученное через сон или видение наставление открылось моему духу.

Сны и квакеры

После изучения сотен снов Жерона обнаружила, что квакеры обращались к снам для картографирования новых, неизвестных территорий, по которым они путешествовали; и речь не только о незнакомых землях и природных пейзажах, но и о социальных конструктах, способах создания сообщества и сосуществования с людьми других религий и культур.

Сны предоставляли духовное и моральное водительство. Например, некоторые во сне получали четкое указание, что рабство противоречит Божьей воле.

Пример сна

Самый ранний задокументированный сон по этой теме рассказан Другом Робертом Пайлом из Пенсильвании в 1698 году. Срок контракта с его английскими наемными слугами подходил к концу, и он подумывал о покупке африканского раба. Во сне он берет в руки черный горшок, а затем встречает лестницу, ведущую в небеса.

Мужчина, который помогает взбирающимся по лестнице людям, говорит ему, что лестница является Светом Христовым. Пайл осознаёт, что для восхождения по лестнице ему требуются обе руки, а значит ему необходимо выпустить из них черный горшок. Он проснулся с убеждением, что рабство противоречит евангелиям.

Аболиционизм

Сон не только убедил его не становиться рабовладельцем, но также побудил стать аболиционистом. Пайл создал и пытался распространять свой план по постепенному освобождению всех рабов. Сны других квакеров также убеждали их выступать за отмену рабства.


Современные сновидцы

Жерона отмечает, что квакерское участие в коллективной трактовке сновидений сходит на нет в XIX веке. Сегодня квакеры лишь изредка могут услышать пересказ чьего-то сна во время устного служения, и ещё реже услышать сон, который будет важен для всего сообщества.

В XX веке сны легли в основу различных психологических теорий и методов работы со снами, а также научных исследований. Тому яркому аспекту сновидений, который квакеры и другие описывают как божественное руководство, уделяется всё меньше внимания.


Мне повезло пожить в Пендл-Хилле, квакерском учебном центре в Вэллинфорде, штат Пенсильвания, когда Джереми Тейлор, учитель сновидений, проводил там семинары.

В разгар движения за гражданские права Тейлор вел свою первую сновидческую группу для белых, преодолевавших расовые предрассудки. Хотя различные формы обсуждений и саморефлексии провалились, коллективная работа со сновидениями оказала трансформирующий эффект.

Участники делились снами, содержащими расистские стереотипы, и подходили к ним с пониманием, что все части сна отражают и сновидца, и это позволяло им увидеть, как они проецируют неприемлемые части себя на других.

В своей книге Мудрость твоих снов Тейлор пишет:

Последующий опыт снова и снова доказывал, что именно эта психологическая динамика подавления и проекции лежит в основе расизма, а, по сути, и иных форм коллективных предрассудков и угнетения.

Обмен снами: путь к глубокому пониманию себя и окружающего мира

Обмен снами помог участникам первой сновидческой группы Тейлора стать более честными и открытыми, раскрыл их общую человечность и позволил им признаться о тех частях себя, которые они пытались скрыть. Тейлор поясняет в своей книге:

Таким образом, поступательно увеличивая самопринятие, высвобождая подавленное, убирая проекции, можно преобразить наиболее фундаментальные, укоренившиеся формы самообмана и деструктивного поведения. Полученный опыт побудил Тейлора создавать сновидческие группы и по другим темам.

Методика проективной работы со снами

Во время семинара, проводимого Тейлором в Пендл-Хилле, участники группы работали со снами посредством методики, называемой проективная работа со снами. После заслушивания сна и размышления над тем, что он мог бы значить, если бы был их собственным, участников приглашали поделиться бесстыдными проекциями, без предположения о том, что на самом деле мог значить сон для сновидца, ведь только он может по-настоящему судить о подлинном значении сна.

Многомерные смыслы снов

Тейлор настаивает на том, что у снов может быть несколько уровней смысла, отсылающих к разным сферам человеческой жизни. Один сон может отсылать или отражать внутреннее состояние сновидца одновременно на физическом, эмоциональном, социальном, духовном уровнях и, следовательно, обладать множественными правдивыми трактовками. Сновидец, прислушиваясь к предложенным участниками проекциям, может определить верную интерпретацию сна путем внутреннего озарения.

Пример из практики: мемуары Тины Тау

В замечательных мемуарах квакера Тины Тау Просите лошадей её жизнь рассказывается через 40 сновидений, а также демонстрируется, как сны: открыли мне то, чего я не хотела видеть. Они пытались пробудить меня, подтолкнуть и направить к целостности. Сны помогли ей понять и справиться с жизненными вызовами, а также подготовили её к принятию мудрых решений.

Исцеление через сны

Соединившись с глубинными частями себя и мистическим пространством Духа, Тина почувствовала себя по-настоящему живой. Тау пишет, что работа со снами поможет нам исцелить наши отношения с Землей. Расизм возникает из-за проецирования на других тех качеств, которые мы не можем принять в себе, и это правдиво и во взаимоотношениях с Землей.

Обращаясь к сновидениям, мы можем научиться смотреть внутрь себя с любопытством и милосердием, что поможет нам изменить свое отношение к миру в целом и сделать более мудрые решения.


Сновидения могут открывать нам глубины нашего существования и помогать нам стать более осознанными и свободными в принятии решений. Работа со снами – это инструмент самопознания и исцеления, позволяющий обратиться к тем аспектам себя, которые мы обычно скрываем или не признаем.

Внимание к нашим снам и обучение их языку поможет нам в этом.

Эволюционная функция сна

До зарождения квакерского движения некоторых ищущих посещали сновидения о событиях, которые ещё не произошли. Из-за сна о мужчине в белой шляпе, высмеивающего священников, Маргарет Фелл пригласила Джорджа Фокса остаться на ночь и пообщаться с её семьей. Посещавшие Мэри Пенингтон сны о Христе, пребывающем среди людей, посещали её до того, как она узнала о движении квакеров. Сны показывали им ещё не случившиеся события, которые даже не осознавались сновидцами. Из этого следует, однако, что на нашем глубинном уровне все варианты будущего известны, и внешние проявления, движения и события имеют внутренний источник и могут быть открыты нам в сновидениях, особенно тем, кто проявляет внимательность к своей внутренней жизни, всем сердцем ищет истину и божественное наставничество.

Джереми Тейлор полагал, что на коллективном уровне человечество воплощает свой эволюционный потенциал роста и развития во сне, а затем он проявляется вовне на физическом или социальном уровне. Он писал: «В дополнение к личному/психологическому и социальному/культурному смысловым уровням, регулярно проявляющимся во снах, существует уровень, связанный с эволюцией и развитием всего вида». Он верил, что «сновидение является той точкой, где формируются эволюционные сценарии и стратегии выживания целых видов».

Тейлор завершает свою книгу «Мудрость твоих снов» настоятельным призывом обратиться к руководству, доступному через наши сны. Он пишет:

Мы достигли той точки развития нашего вида, когда в наших руках есть могущество, способное уничтожить всю жизнь на планете. Мы используем эту силу каждый день, во благо или во зло. Если мы хотим выжить, мы должны как можно больше узнать про глубины нашего бессознательного и его созидательные возможности на таком же уровне, на каком нам известна структура атома и процесс возникновения звезд. Наши сны являются необходимым ключом к такому обучению. Мы должны осознанно и всё глубже изучать эту сферу. Мы не можем себе позволить ждать.

В первые века квакерства Друзья обращались ко снам за водительством о новых общественных и духовных способах существования. Можем ли мы снова обрести дар сновидений и коллективного обмена снами, который некогда процветал среди нас, в поиске божественного руководства для ответа на кризисы нашего времени?

Об авторе: Марсель Мартин посещает молитвенное собрание в городе Свортсмор, штат Пенсильвания, члены которого высоко ценят её служение по духовному воспитанию Друзей. Она является автором книг «Наша жизнь в любви: духовный путь квакера» и «Руководство для преданных групп», а также нескольких памфлетов, опубликованных в Пендл-Хилл. Она живет в городе Честер, штат Пенсильвания, вместе со своим мужем Терри.

Перевод Бориса Федюкина

Библиотека

Религиозное общество друзей

Впервые я услышал о квакерах, когда мне не было и десяти лет. Взрослые в моей семье разговаривали между собой и упомянули моего дядю, который жил в Филадельфии и держал аптеку рядом с университетом. Я никогда не видел этого дядю, и мне было любопытно узнать о нем, поэтому я навострил уши. Вскоре мое внимание привлекло слово «квакеры». Я хотел знать, кто они такие. И то, что мне тогда сказали, я помню до сих пор. Мне сказали, что квакеры – это люди, которые ждут, когда их поведет Святой Дух.

В моем сознании сложилась некая картина. Много раз я видел, как моя бабушка тихо сидит и шьет, вяжет крючком или занимается своей прекрасной вышивкой, окруженная аурой покоя. Поэтому я представлял квакеров как пожилых людей, большинство из которых седовласые, как мои бабушка и дедушка, с добрыми лицами; они собрались на молчаливую встречу, их головы слегка наклонены в ожидании водительства. Мне никогда не приходила мысль, что в собрании может участвовать молодежь – мальчики и девочки моего возраста и даже моложе.

Панорама

«Ты знаешь, – обратилась ко мне Джудит, глядя на раскинувшиеся впереди озеро Вашингтон и Каскадные горы, – я думаю, что скорбь может быть духовной практикой». Она заправила прядь волос за ухо, откинулась на спинку парковой скамейки и повернулась ко мн. Ее взгляд скользнул по мне: «А ты как считаешь?». Я затаила дыхание. Идея была новой для меня. Ничего из того, что я прочитала во множестве книг о скорби, скопившихся рядом с моей кроватью, и ничего из того, о чем мне говорили друзья и родные за эти шесть недель с тех пор, как умерла моя дочь, не навевало меня на мысль о том, что столь чудовищная боль может стать духовной практикой. До того, как Келси погибла в свои 28 лет в велосипедной аварии, мы с Джудит часто говорили – во внутреннем дворике ее ярко окрашенного дома в Сан-Мигель-де-Альенде или во время прогулок по району Капитол-Хилл в Сиэтле, где у нее была небольшая квартира – о преобразующей силе ее духовной практики. «Ты, возможно, права», – сказала я, и почувствовала, как внутри меня начала зарождаться надежда, впервые за эти шесть недель.

А августе прошлого года по окончании нашего делового собрания я почувствовала, что в комнате не хватает Света. Поразмыслив какое-то время, я поняла, что ощутила недостаток трансцендентности. Мне это ощущение показалось необычным. Большинство членов собрания Друзей в Пиме склонны называть наши деловые собрания «Богослужениями с вниманием к деловым вопросам» или БВДВ. Ранее нас всех, как мне кажется, объединяло чувство общности, возникшее благодаря БВДВ, чувство, которому мы все с радостью посвятили бы себя, чтобы стать частью чего-то большего. Трансцендентность – это долгожданное облегчение от постоянных размышлений о себе, и оно возможно благодаря сообществу. Мы переживаем трансцендентность как сообщество, когда заново создаем себя такими, какими мы никогда не были раньше.

Теперь мне ясно, что это не то ощущение, которое Друзья получают просто так. Трансцендентность в сообществе – это дар. Это дар, к получению которого мы должны подготовиться. Переживание того глубокого обновления в себе привело меня к тому, что я увидела это обновление и в других.

Многие люди считают, что квиетистами называли тех людей, которые любят тишину, и что квиетистский период истории квакеров был назван так потому, что молитвенные собрания проходили в полной тишине. На самом же деле, «квиетизм» основывается на приверженности внутренней тишине, успокоении собственного ума и ожидании того, что Бог направит жизнь человека. Это проявляется во всех аспектах поведения: как в решении говорить или нет на молитвенном собрании, так и в более повседневных вопросах. Квиетист-лавочник может чувствовать себя неуютно при закупке «броских тканей» (как свидетельствовал один ранний Друг) и замене товаров в магазине. Фермер-квиетист однажды утром может ощутить, что ему следует починить ограду, а не почистить сарай (как рассказывал его современник, консервативный Друг). Подчиниться воле Бога в таких действиях – значит следовать божественному водительству. Послушание в таких вопросах не менее важно, чем различение того, стоит ли отправиться в путешествие ради служения, а также куда и когда.

Каждое утро, прежде чем приступить к своим повседневным делам, я произношу молитву благодарности за все полученные мною дары и благословения. Однако в молитву входят и такие слова: «Прости меня за всё, что я сделал в мыслях, словами и поступками, что причинило боль или оскорбило других. Пусть люди простят меня. Дай мне простить тех, кто причинил боль или обидел меня; и позволь мне простить себя самого». Я так часто произносил молитву, а, следовательно, и эту ее часть, что теперь произношу ее наизусть, не особо задумываясь о том, что эти слова значат для моей повседневной духовной жизни. Поэтому, когда компьютерный календарь сообщил мне, что в наступающий понедельник 25 сентября 2023 года будет Йом Кипур – день, когда еврейский народ молится Богу о прощении своих грехов, я решил, что мне будет полезно провести этот день в размышлениях о прощении, что и было мною сделано, с удивительными и неожиданными результатами.

Всякий раз, когда я начинаю размышлять над каким-то духовным вопросом, я сначала обращаюсь к Евангелиям, чтобы узнать, что хотел сказать на этот счет Иисус из Назарета. Моя часть молитвы включает в себя четыре аспекта прощения, поэтому я искал совета по каждому из них и был удивлен, обнаружив, что слова «прощать» и «прощение» встречаются нечасто, и что те высказывания или истории, которые мне были наиболее полезны, вообще не содержат эти слова.

Именем Вайолет Тиллар, женщины-квакера из Великобритании, назвали премию в области современного искусства.

Международная онлайн-выставка, посвященная истории голода, была вдохновлена личностью этой героической женщины. Организаторы проекта Марина Демченко и Анна Мельникова собрали два десятка художников из разных стран, а приглашенное экспертное жюри выбрало среди участников лауреатов премии имени Вайолет Тиллар.

По моему опыту, внутри Общества Друзей универсализм многими воспринимается как тревожная угроза – своеобразная болезнь, которая, если ее не остановить, сможет подорвать жизненно важные основы квакерства. Прежде всего некоторые видят в нем вымаранную форму квакерства, в которой роль Иисуса и христианства сознательно или бессознательно принижается. Или, что ещё хуже, Иисуса не просто воспринимают как равного другим великим духовным учителям, но намеренно игнорируют. Универсализм находится где-то на задворках Общества или, как выразились бы некоторые, далеко за его порогом.

Я искренне убежден, что универсализм не является чем-то «пограничным», а является частью мейнстрима квакерской мысли. Терминология могла слегка измениться, наши границы восприятия стали более открытыми, однако речи ранних квакеров и утверждения универсалистов кажутся мне одним и тем же.

Недостаточно лишь копировать язык и духовный опыт ранних Друзей.

Современные Друзья склонны возводить ранних квакеров на пьедестал. В XIX веке это было важным делом, дабы отделить квакерство от евангельского христианства викторианской эпохи. Ведь евангелисты и ранние квакеры использовали один и тот же библейский язык, хотя они использовали его совершенно по-разному.

ШЕСТЬДЕСЯТ убийц признались мне, что не хотят убивать — на самом деле, так оно и было. Тому есть несколько объяснений, но верно только одно. Самое очевидное — хотели меня одурачить, притворялись «хорошими», но таковыми не были. Это объяснение предпочитает тюремное начальство и его используют для управления нашими тюрьмами. Другим вариантом можно считать, что они настолько испугались «наказания», что решили вести себя «правильно». Здравый смысл предполагает, что убийцы с большой точностью рассчитывают баланс между беспределом и воздаянием, а затем выбирают беспредел. Напротив, квакерство советует нам «полностью отрицать» всякую внешнюю силу и принуждение — и эти убийцы объяснили мне, почему.

На первый взгляд, насилие всегда побеждает. «Сильный всегда прав», как лаконично выразился Бисмарк — те, у кого самые сильные руки или вооружение, гарантируют тем самым, что они победят. И это заражает политический дискурс сегодня.

«ВОЗНОСЯ ДУХ НАД БУКВОЙ»: СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ В БОГОСЛОВИИ РАННИХ КВАКЕРОВ (НА ПРИМЕРЕ СОЧИНЕНИЙ АЙЗЕКА ПЕНИНГТОНА)

Статья опубликована в научном сборнике «Труды Государственного музея истории религии». СПб.: ГМИР, 2022. Вып. 22. С. 225–237.

Что о квакерах можно сказать с уверенностью – у них нет символа веры, четкого перечня убеждений, который необходимо принять каждому. Квакеры отвергают доктрины и догматизм. Несмотря на такое отрицание, существует несколько широко распространенных убеждений, которые среди квакеров считаются нормой. Хотя квакеры избегают формализации, среди них существует неформальная ортодоксия. Одним из таких убеждений является вера в то, что все мировые религиозные традиции имеют единую мистическую сердцевину. Если отринуть поверхностные различия, то мировые религии обладают общей духовной основой. Квакерство, с его отрицанием внешнего религиозного символизма и практикой неподвижности и молчания, видится как сущностно мистическая религия, которая пытается быть как можно ближе к этому духовному фундаменту.

Однажды вечером, несколько лет назад, я ехал в вагоне скоростного трамвая Портленда, который шел к окраинам города. Сзади меня сидели два человека, и я стал невольным слушателем их разговора.

– Что это? Раскраски? – Да, мне нравятся такие книжки. Опять их раскрашиваю. – Мне тоже нравятся. Классные штуки. – Больше всего мне нравится, что я могу давать их дочке. Мы долго не жили вместе, потому что я сидел на героине. Пару лет назад я завязал, и теперь снова вижу ее. Нам нравится вместе раскрашивать книжки.

Руководство по проведению ненасильственных кампаний прямого действия

Об авторе: Джордж Рассел Лэйки (род. 1937) — американский активист, социолог и писатель, добавивший академическую основу в концепцию ненасильственной революции. Более шести десятилетий принимает активное участие в кампаниях прямого действия движения за гражданские права и движения за климатическую справедливость. Провёл 1500 семинаров на пяти континентах, руководил многими активистскими проектами на местном, национальном и международном уровнях.

Это проповедь, которую Майка Бейлз прочитал в воскресенье, 22 ноября 2023 года, в Церкви Друзей в Беркли (Калифорния, США). Строки из Писания для этой проповеди: От Иоанна 1:1-18

Я не хожу по площадям и не восклицаю перед людьми: «Эй, посмотрите на меня! Я квакер!». Но время от времени эта тема всплывает в разговоре. Порой меня спрашивают о том, как я провел выходные, и, возможно, я упоминаю о чем-то интересном, произошедшем в нашей церкви. А затем мой собеседник может спросить у меня: «А какую церковь ты посещаешь?». И, конечно же, я отвечаю ему: «Маленькую квакерскую церковь в Беркли». И к этому моменту человек, с которым я общаюсь, спрашивает: «Подожди-ка. А кто такие квакеры?»

И, буду с вами честен, я в ужасе от этого вопроса.

Я узнал кое-что полезное о смелости от укротителя львов, с которым познакомился во время выступления в Нидерландах. Это взгляд, совершенно отличный от того, что я читал в трудах Ганди. Ганди призывал свой народ стать бесстрашным, но у меня были сомнения в моей собственной способности избавиться от своего страха. Укротитель львов предложил по-новому взглянуть на это.

Я познакомился с этим скромным голландцем, потому что останавливался в его квартире в Утрехте. Он уже уволился из цирка, но когда узнал, насколько мне интересна его прежняя профессия, предложил показать альбомы с вырезками из своей работы с тиграми и львами.

Эксперименты с харизматическим квакерством

Должен вам признаться – каждую Пасху вы сможете обнаружить меня на службе в мегацеркви. Я буду стоять посреди большого современного святилища в окружении тысяч людей. Молитвенный хор, находящийся впереди, будет петь под аккомпанемент рок-группы. Переходы на службе будут безупречны, используются передовые технологии, а публика будет включать в себя представителей многих культур. И что же хороший квакерский мальчик забыл посреди мегацеркви харизматов?

Элизабет Колман рассуждает о Библии и квакерской истории

История крайне важна для квакеров. Когда мы только начинаем интересоваться квакерством, то узнаем про Джорджа Фокса и его современников, а затем и про Джона Вулмана, публично выступившего против рабства в восемнадцатом веке. На протяжении всей истории квакеров нам есть чем гордиться: нашей миротворческой работой, нашими кампаниями против рабовладения, нашей гуманитарной работой во время голода в Ирландии и в послевоенной Германии. Изучение истории вдохновляет нас продолжать нашу работу. Но порой это также может привести к тому, что мы ведем себя как самодовольные гордецы. Правда в том, что в нашей истории есть несколько стыдных фактов, которые мы только начали осмыслять.

Квакеры в Великобритании шокированы и глубоко опечалены серьезной эскалацией насилия в Израиле и Палестине, заявило Британское годовое собрание (БГС).

Заявление было сделано 11 октября 2023 года, когда стало известно о гибели более 1200 человек в Израиле и более 900 – в Газе. Более 2700 человек получили ранения в Израиле и 4250 – в Газе, при этом более 260 000 жителей Газы были вынуждены покинуть свои дома.

БГС заявило: «За этим растущим числом убитых и пострадавших стоят жизни конкретных людей, жизни оборванные или безвозвратно изменившиеся. Мы скорбим по тем, кто уже погиб, и призываем к немедленной деэскалации».

Видео

Борис Федюкин, постоянный участник русскоязычных молитвенных собраний в зуме, делится своими впечатлениями о международной квакерской встрече, которая состоялась на этих выходных (середина октября 2023 г.) в Тбилиси.

Друзья, всем привет! Меня зовут Борис. И я хотел бы поделиться с вами впечатлениями о прошедшей в минувшие выходные международной встрече Друзей-квакеров в гостеприимном городе Тбилиси в Грузии.

Историю об Адаме и Еве изначально рассказывают как историю мудрости, объясняющую место человека в творении. Но, на мой взгляд, то, как она была записана и истолкована, бесполезно, даже, возможно, вредно. На самом деле, я полагаю, что служение Иисуса ставит ее под сомнение.

В устной традиции притчи развиваются и адаптируются для своей аудитории. Имея это в виду, я переосмыслила и изложила эту историю так, как она могла бы звучать сегодня.

Ссылка на основную публикацию